Общественные отношения
Когда в Китае стали складываться государства, а во главе государств появились верховные правители — цари, эти новые общественные отношения получили преломление и в фантастических представлениях древних китайцев, в их религии. Над всеми духами небесными и земными возвысился верховный дух Шан-ди — Небо. Китайские цари стали именовать себя «сынами неба», освящая таким образом свою земную власть этим высоким родством. «Небо,— читаем мы в древней «Шу-Цзин» — «Книге установлений»— дало народу государей и наставников для его охраны и руководства; те и другие помогают Шан-ди в деле мирного управления империей…» Древняя «Ши — Цзы» — «Книга песен» — называет императора наместником Шан-ди. Основатель китайской династии Чжоу У-ван обосновывает свое право на верховенство тем, что небо якобы избрало его для этой миссии взамен грехо — водного царя старой династии Шан и что если бы он не последовал велениям неба, то тем самым он совершил бы тяжкий грех. Земные дела связываются с верховным небесным правителем, а религиозная фантазия придает им причудливые и искаженные формы. Однако за этими представлениями все же нетрудно распознать их земной прообраз.
Вообще небосвод, по верованиям китайцев, теснейшим образом связан с землей. Вот в темном ночном небе вырисовываются белесоватые очертания Млечного пути. По представлениям китайцев, это не что иное, как «волнующаяся влага», «серебряная река», небесная Хуанхэ; она где-то сливается с Желтой рекой на земле; некий китаец ухитрился даже прокатиться по ней на особом плоту, а другой китаец, занимавшийся астрономией, узрел на Млечном пути блуждающую звезду, которая была ничем иным, как этим плотом…