Протестантские взгляды на роль Святого Писания
Для протестантского христианства Священное Писание — это не просто одна из многих важных книг. Это фундамент, высший авторитет и непогрешимый стандарт, по которому проверяется вся жизнь, вера и практика верующего и церкви. Этот принцип, сформулированный в эпоху Реформации XVI века, носит латинское название «Sola Scriptura» — «Только Писание».
Этот принцип стал боевым кличем реформаторов, таких как Мартин Лютер и Жан Кальвин, в их борьбе против учений и практик средневековой католической церкви, которые, по их мнению, противоречили Библии или преувеличивали роль человеческих традиций.
1. Sola Scriptura: Что это значит?
«Только Писание» не означает, что протестанты отвергают все другие авторитеты (например, церковные традиции, труды богословов или разум). Это означает, что Писание является высшим и окончательным авторитетом, который стоит над всеми человеческими учениями, традициями и мнениями.
- Все необходимое для спасения и благочестивой жизни ясно изложено в Писании. Никакое учение, не основанное на Библии, не может быть обязательным для веры христианина.
- Писание является самодостаточным. Оно не нуждается в дополнении церковными преданиями или решениями пап для своего истолкования. Оно интерпретируется самим собой (scriptura sui ipsius interpres).
- Писание является верховным судьей в разрешении всех религиозных споров. Если какое-либо учение или традиция противоречит ясному смыслу Писания, оно должно быть отвергнуто.
Лютер на Вормсском соборе в 1521 году ярко выразил этот принцип: «Если я не убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума — ибо я не верю ни папе, ни соборам самим по себе, поскольку очевидно, что они часто заблуждались и противоречили сами себе, — то я побежден тем, что мною сказано. И моя совесть пленена Словом Божьим. Поэтому я не могу и не хочу отрекаться от чего бы то ни было, ибо нехорошо и небезопасно поступать против совести. На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».
2. Писание как Слово Божье
Протестанты верят, что Библия является богодухновенной (инспирированной Богом). Это означает, что хотя её писали люди, используя свой язык, стиль и опыт, конечным Автором является Сам Бог, Который через Духа Святого направлял процесс написания.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16)
Как следствие, Писание считается:
- Безошибочным: Не содержит ошибок в своих первоначальных рукописях в том, что оно утверждает (в вопросах веры, истории и науки с точки зрения её описания автором).
- Непререкаемым: Его авторитет является абсолютным и окончательным.
3. Доступность Писания («Всеобщее священство верующих»)
Ещё один ключевой принцип Реформации — «священство всех верующих» — напрямую связан с ролью Писания. Реформаторы настаивали, что каждый верующий, благодаря работе Христа-Посредника, имеет прямой доступ к Богу и способен понимать учение Писания с помощью Духа Святого.
Это привело к важным последствиям:
- Перевод Библии на народные языки. Протестанты считали жизненно важным, чтобы каждый человек мог читать Слово Божье на своем родном языке, а не только на латыни, доступной духовенству. Перевод Библии Мартином Лютером на немецкий и работа Уильяма Тиндейла над английской Библией стали поворотными моментами в истории.
- Важность личного чтения и изучения. Протестантов поощряют к регулярному, самостоятельному чтению и изучению Библии, а не к полному reliance (полаганию) на толкования священников.
- Центральное место проповеди в богослужении. Протестантское служение строится вокруг экспозиционной проповеди — разъяснения и применения библейского текста для жизни congregation (собрания верующих).
4. Христос — центр Писания
Протестантская герменевтика (искусство толкования) видит Иисуса Христа центральной темой и кульминацией всего Библии. Ветхий Завет готовит путь и предсказывает пришествие Мессии, а Новый Завет раскрывает Его личность, служение и учение.
Лютер говорил, что Писание является «яслями, в которых лежит Христос». Цель чтения Библии — не просто получение информации, а встреча с живым Богом через Его Слово и познание Иисуса Христа как Спасителя и Господа.
Заключение
Таким образом, роль Святого Писания в протестантизме является исключительной и центральной. Оно — не просто священная книга среди других, а высший и окончательный судья во всех вопросах веры и практики. Принцип Sola Scriptura освобождает совесть верующего от необходимости подчиняться человеческим традициям, противоречащим Библии, и обязывает каждого христианина лично и постоянно обращаться к первоисточнику — Божьему Слову, — чтобы познавать Бога, возрастать в вере и проверять любое учение.

